Москва: +7 (495) 651-61-89 СПб: +7 (812) 309-88-55☎ Москва: +7 (495) 651-61-89 | ☎ СПб: +7 (812) 309-88-55

Кого банки уберут «из друзей»?

На днях Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сообщило о совместном с компанией Double Data запуске двух сервисов анализа информации соцсетей заемщиков.

Первый сервис носит название Social Attributes и представляет собой набор переменных, агрегированных из данных профилей заёмщика, готовых для встраивания во внутренние статистические модели кредитора. Второй - Social Link - обогащает информацию о заемщике данными из общедоступных источников, собранных в единый интерфейс. Сервис объединяет контактную информацию, сведения об образовании и месте работы, фотографии, списки близких и связанных лиц, а также многое другое. Основное применение Social Link – ручная верификация анкетных данных заёмщика и андеррайтинг кредитной заявки.

В НБКИ уверяют, что такой анализ делается для снижения рисков при выдаче кредитов. С одной стороны, число неплательщиков по займам растет и нужно что-то с этим делать. С другой - анализ личных страниц может быть малоэффективным, поскольку никто не обязуется писать в них исключительно правду. Более того, полученная информация может быть неверной и только вводить в заблуждение.

Не забываем и про морально-этическую сторону вопроса. Использование таких инструментов создает впечатление тотального контроля. К тому же не ясно, насколько законно использовать информацию в соцсетях для принятия решений о кредите? «Рамблер.Финансы» решил пролить свет на эти тонкости и опросил экспертов по данному вопросу.

 

Закон и порядок

Сегодня социальными сетями пользуется каждый второй россиянин. При этом миллионы воспринимают виртуальную жизнь всерьез. То есть размещают в соцсетях всю информацию о себе, своей повседневной жизни, увлечениях, «победах» и «поражениях». На основе этих данных можно неплохой психологический портрет составить, не говоря уже о том, чтобы понять, насколько человек платежеспособен.

Как поясняет глава Double Data Максим Гинжук, программные продукты компании обрабатывают данные из общедоступных источников и не противоречат закону «О персональных данных». Кроме того, они удовлетворяют требованиям безопасности, применяемым к IT-системам в банках. «Вся обработка персональных данных проводится программным обеспечением на серверах клиента, персональные данные за внутренний периметр не передаются»,- говорит Гинжук.

О том, что использование данных в соцсетях законно, говорят и юристы. «При обращении в любой российский банк каждый клиент подписывает заявление с разрешением на обработку персональных данных. Соцсети все больше проникают в жизнь обычных людей и настолько повсеместно, что становятся источником адекватной верификации клиента»,- замечает главный эксперт компании «Правовой Сервис 48Prav.ru» Александр Трифонов. Прямого законодательного запрета на скоринг аккаунта физического лица в «Фейсбуке» или «ВКонтакте» в России нет, а значит, его можно использовать.

Впрочем, есть небольшой нюанс. «Информацией из соцсетей можно пользоваться до тех пор, пока она не исчезнет с сайта», - уточняет юрисконсульт коллекторского агентства АФПБ Анна Горданова.

 

Банковский интерес

Встает логичный вопрос. Не слишком ли банки усердствуют в получении информации о клиенте? Ведь по большинству кредитов оформляются залоги, есть поручители. Зачем покушаться на личную жизнь, коей для многих уже стали соцсети?

В финансовом секторе тоже считают, что все в рамках дозволенного. Риски неплатежей растут, а доходность бизнеса снижается (с этим банкирам смириться трудно), поэтому финучреждения всячески пытаются эти риски сократить.

Несовершенство текущей системы проверки заемщиков, не позволяющей учитывать данные из ПФР и налоговой, приводят к поиску альтернативных решений, поясняет генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство» Иван Шаров. «Ни о каком взломе аккаунтов речь не идет, скорее, предполагается автоматизация процесса просмотра страницы, что уже могли и, наверняка, внедрили участники банковского рынка в ручном режиме, силами сотрудников департаментов андеррайтинга», - добавляет он.

Больше всего такая услуга нужна при анализе заемщиков по беззалоговым кредитам и кредитным картам, погашаемость которых стремительно снижается в последние годы. Автоматизированная услуга сбора данных, в первую очередь, заинтересует банки с большими объемами выдачи займов, обработка заявок собственными силами в которых занимает значительное время.

Гендиректор «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев не думает, что банки заходят слишком далеко в своей осторожности. «Представьте, сотрудник службы безопасности кредитной организации при поверке аккаунта потенциального заемщика в соцсети обнаружит, что тот состоит в группах, типа «Как законно не платить кредит». Последнее должно понизить шансы гражданина на получение кредита и, надо заметить, вполне справедливо», - говорит Толмачев.

Также банки обращают внимание на фото, свидетельствующие об образе жизни заемщика. Сведения о склонности к пьянству и привычке жить не по средствам, будут не менее полезны при принятии решения о выдаче кредита. Еще один момент - страницу в соцсети можно использовать для проверки достоверности предоставленных банку сведений, добавляет Толмачев.

 

Фактор «закрытости»

Те, кто держат свои соцсети «под замком», тоже не должны расслабляться. По словам гендиректора МФО «Займер» Сергея Седова, «если аккаунт заемщика находится в закрытом доступе, скоринговая система с использованием информации в соцсетях считает этот фактор негативным». Другими словами, закрытый профиль финансовые компании воспринимают как определённый минус. Седов приводит пример зарубежной Lenddo, с офисами в Индии, США, Филиппинах и Колумбии, которая использует данные из соцсетей, как единственный источник принятия решения о выдаче займа.

Аккаунты мониторят не только коммерческие службы. ФНС Нидерландов и Испании успешно практикуют использование социальных сетей для информирования бизнеса, контроля и прямой связи с частными предпринимателями. «Эту практику всерьез собирается перенять и ФНС России», - отмечает аккаунт-директор креативного агентства SKORPA MEDIA Кирилл Головий.

Про то, что в России многие банки давно «пристрастились» к соцсетям и используют их в качестве инструмента по изучению заемщика, а в случае необходимости применяют как дополнительный рычаг давления, говорит исполнительный директор консалтинговой компании HEADS Никита Куликов.

«К сожалению, для такого тотального контроля даже необязательно быть недобросовестным должником. Интернет полон историй, когда сотрудники банков «спамят» заемщика и его друзей сообщениями, типа «Как вы можете охарактеризовать этого человека» или «Ваш друг не платит по кредиту». Разумеется, все это является вмешательством в личную жизнь. Но социальные сети перестали быть местом для дружеского общения, а стали дополнительной характеристикой к резюме. Любой HR не прочь заглянуть в профиль кандидата, чтобы узнать его получше», - отмечает Куликов.

Таким образом, использование соцсетей в качестве поиска информации уже никак не остановить. Единственный выход - формализация этого инструмента на законодательном уровне, его регламентация, полагают опрошенные эксперты. В целом, такая потребность уже давно назрела и в скором будущем, несомненно, будет реализована.

Кроме банков, страницы в социальных сетях анализируют и коллекторы. Последние часто выходят в контакт с заемщиками через этот канал связи. Для них важно тщательно изучить всю личную информацию о должнике: узнать про семью и круг друзей, например. На некоторых площадках можно также оперативно отслеживать смену месту работы и жительства, говорят эксперты. Все это делается, чтобы найти точки воздействия на должника.

 

Зарегистрировался? Веди себя прилично

Многие пользователи соцсетей любят демонстрировать, что жизнь у них лучше, чем она есть на самом деле. Теперь, осознание того, что эти данные видят не только друзья, должно побудить «любителей виртуального общения» тщательней фильтровать информацию.

Но и параноить, что «Большой Брат» следит за вами 24 часа в сутки 7 дней в неделю, не стоит. В конце концов, вы добровольно ведете соцсети, а значит, только вам решать, что и где будет подвергнуто огласке.

 

Источник: Рамблер.Финансы

http://finance.rambler.ru/news/2015-9-22/kogo-banki-uberut-iz-druzei/

 

 

Назад к списку новостей

Контакты пресс-службы

Тел.:+7 (812) 309-88-55

Эл. почта:pr@afpb.ru